ДВИЖУЩАЯ СИЛА КАЗАЧЕСТВА

Рождественские Чтения

Доклад руководителя отдела по взаимодействию с казачеством Пятигорской и Черкесской епархии. Диалог-клуб «Духовно-нравственное воспитание молодых казаков: опыт, проблематика, пути решения» в рамках XXVI Международных Образовательных Рождественских чтений.

В настоящее время, когда Россия и мир в целом находятся на переломном моменте истории, когда меняются взгляды на общечеловеческие ценности и приоритеты, особенно необходимо обратить внимание на нашу молодежь, испытывающую трудности в поисках духовной основы и смысла жизни. Оттого, как она воспитывается, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, «будет напрямую зависеть не только благополучие, а само существование суверенной России». На казачью молодежь возлагаются особые надежды. Ведь правильно воспитанный в строгости казачьих традиций человек отличается высокой нравственностью, для него непререкаем авторитет родителей и старшего поколения, нерушимы семейные ценности.
Воспитание казачат в патриархальных семьях было четко выстроенной и хорошо отработанной веками системой. Но революции и социальные потрясения изменили естественный ход истории. Трагичной была судьба казачества в ХХ веке, и с его возрождением из семейной среды казачье воспитание, главным образом, переместилось в стены учебных заведений.
Как среди детей, так и родителей из года в год не ослабевает, а наоборот растет востребованность казачьего кадетского образования. Практика показывает высокие результаты у учащихся казачьих кадетских классов в дисциплине и успеваемости, потому что у детей формируется осознанная ответственность за свою жизнь, чувство долга перед самим собой, семьей, обществом, Родиной.
На сегодняшний день на территории Ставропольского края деятельность казачьих кадетских классов регулируется краевым законом «О кадетском образовании и кадетских образовательных учреждениях». К сожалению, казачий компонент в основном реализуется за счет часов дополнительного образования, денег на которые в бюджете края не предусмотрено. Вопросы по изысканию дополнительных средств для финансирования кадетских классов, по словам атамана Терского войскового казачьего общества Александра Журавского, еще предстоит решать.
На данный момент деятельность этих классов и групп казачьей направленности осуществляется за счет казачьих обществ, которые ежегодно совокупно направляют на приобретение формы и питание кадет более пяти миллионов рублей. Также поддержка кадетского образования ведется за счет краевой государственной программы «Межнациональные отношения, профилактика правонарушений, терроризма и поддержка казачества».
По состоянию на конец 2017 года количество казачьих классов и групп в Ставропольском крае составило 212. Они действуют в 53 учебных заведениях, общим количеством учащихся — 3.510 человек.
Наш архиерей, архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, потомственный казак, выросший на берегу Терека в городе Грозном, в преддверии 440-летнего юбилея Терского войска, которое отмечалось в сентябре 2017 года, в одном из интервью определил духовно-нравственное воспитание молодежи как движущую силу самого казачества. «Сегодня особенно важно понимать, — отметил владыка, — что казачество — это не давно минувшая история. И хочется надеяться, что в связи со своей весомой годовщиной Терское войско поставит перед собой вопрос о дальнейшем своем развитии, которое лично мне видится, прежде всего, в создании казачьих школ» (Лик Кавказа, № 9 от 13 сентября 2017 года).
Первая такая школа по благословению Епархиального Архиерея появилась на благословенном Кавказе в 2013 году, когда главой города Пятигорска Львом Травневым, казаком Горячеводской казачьей общины, было подписано постановление о создании на базе пятигорской школы № 19 казачьего кадетского учебного заведения, в котором на сегодняшний день обучается 976 учащихся. 116 казачат сели за парты в первых классах в этом учебном году.
Конечно, решение о казачьем статусе 19-й школы Пятигорска появилось не на пустом месте. Эксперимент по созданию казачьих классов начался еще пятнадцать лет назад, когда казаки доказали их необходимость властям города и края. Год за годом казачьих классов становилось все больше, определить в них своих детей стремились многие пятигорские семьи. Впервые в крае в школе № 19 начали обучать основам Православия, здесь же были разработаны уникальные методики преподавания казачьей истории и культуры ученикам младших классов.
В свое время, проводя эксперимент, пятигорская школа ориентировалась на первое в регионе учебное заведение с казачьим компонентом МОУ «Южно-Российский лицей казачества и народов Кавказа» администрации города-курорта Железноводска, созданное еще в девяностых годах.
В 2015 году эти учебные заведения, находящиеся на территории Пятигорской епархии, как и Кадетская школа имени генерала А.П. Ермолова в Ставрополе, выдержали серьезное испытание: в связи с изменениями федерального закона «Об образовании» они должны были либо перейти в краевое подчинение, либо стать обычными муниципальными школами, утратив статус кадетских или казачьих учебных заведений. Однако изменения, принятые в закон «Об образовании» Ставропольского края, позволили сохранить казачьи кадетские классы. Финансирование этих школ осуществляется из муниципальных бюджетов.
Система казачьего образования продолжает развиваться, хотя и не без проблем. В средней образовательной школе №5 г. Ессентуки все учащиеся с пятого по девятый классы изучают такие дисциплины, как «История казачества и кадетских корпусов», «Становление современного казачества», «Уставы вооруженных сил», «Школа выживания», «Основы военной службы», «Стрелковая подготовка», «Рукопашный бой», «Строевая подготовка», «Огневая подготовка», «История вооруженных сил, тактика». Атаман городского казачьего общества Виктор Борисенко отмечает большой вклад директора учебного заведения Владимира Гусева и педагогического коллектива в воспитание учащихся настоящими патриотами.
Краевая экспериментальная площадка отмечена дипломом «100 лучших школ Российской Федерации» и золотой медалью. Кадеты из пятой школы неоднократно становились победителями различных конкурсов и соревнований, где требовались не только знание истории, культуры и традиций казачества, но и обладание определенной физической силой, начальными военными навыками, умениями владеть казачьим оружием.
В 2014 году на расширенном совете атаманов города Ессентуки был поставлен вопрос о переводе школы в статус казачьего кадетского учебного заведения, как у пятигорской девятнадцатой школы, однако идея по ряду причин на сегодняшний день не получила воплощения в реальность.
Не удалось пока решить вопрос и с созданием крупного системообразующего учебного заведения в городе Кисловодске, где должен был появиться казачий кадетский корпус, рассчитанный на 420 учащихся. На его строительство в ценах 2012 года требовалось почти два с половиной миллиарда рублей. Планировалось оно на условиях софинансирования (федеральный бюджет — 90%, краевой — 10%) из средств федеральной целевой программы «Юг России» на 2014-2020 годы. К сожалению, постановлением Правительства Российской Федерации эта программа была досрочно прекращена.
Однако нерешенный на краевом уровне вопрос о казачьем образовании в городе Кисловодске удалось частично воплотить жизнь в Пятигорской и Черкесской епархии. С этого учебного года казачата появились в Кисловодской Свято-Никольской православной классической гимназии, учредителем которой является архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. На сегодня это уже два казачьих отделения старшеклассников — элита гимназии, по словам их учителя, начальника штаба Кисловодской городской казачьей общины есаула Александра Семенова. Приоритетом вступления в казачьи отделения для гимназистов является принадлежность к казачьему роду, которая определяется по сохранившимся в семье старинным фотографиям и документам, а непременным условием — хорошая учеба и достойное поведение. И именно ребятам в казачьей форме предоставляется возможность выноса штандарта учебного заведения и казачьего знамени во время торжественных линеек.
По словам директора гимназии протоиерея Иоанна Знаменского, потомственного казака, идея создания казачьих отделений появилась давно, но осуществить ее удалось приходом в гимназию человека, более двадцати лет отдавшего обучению казачьей молодежи Кисловодска. В гимназии Александр Семенов преподает сразу несколько дисциплин — ОБЖ, физкультуру и начальную военную подготовку, занимается с ребятами верховой ездой. В гимназии замечательная спортивная база. Благодаря энергии директора, привлекшего спонсоров, для занятий приобрели двух лошадей.
Ранее Кисловодским городским казачьим обществом была организована работа с молодежью на базе других учебных заведений города — лицея № 7 и средней образовательной школы № 9. Однако занятия по дисциплинам «история казачества» и «культура казачества», военно-патриотическая подготовка осуществляются там на факультативной основе. Введение казачьего компонента в православной классической гимназии, где весь образовательный и воспитательный процесс зиждется на вере православной, признало логичным и правильным решением не только Архиерея, но руководством города-курорта Кисловодска, оказывающим поддержку нашей инициативе.
Также, казачий компонент есть и в православной школе № 21 города Минеральные Воды, но большинство казачьих классов на территории Пятигорской и Черкесской епархии создано в Кировском районе Ставрополья, где их восемь, и пять в Предгорном районе — это одни из наивысших показателей в крае. Именно в этих районах действуют сильные казачьи общества, налажено соработничество с настоятелями храмов, и казачата, наряду с военно-патриотическим, получают достойное духовное воспитание, регулярно посещают богослужения, причащаются Святых Христовых Таин.
В 2017 году появились два казачьих класса в станице Кардоникской Карачаево-Черкесии (Кубанское казачье войско). Инициаторами их создания стали атаман станицы Иван Кондрашов и председатель совета стариков Баталпашинского районного казачьего отдела Николай Беспавлов, положившие в основу воспитания ребят казачьи семейные и духовные ценности. Ребята приняли присягу в станичном храме Покрова Пресвятой Богородицы. Казаки-наставники позаботились о казачьей форме. Здесь, как и в целом в республике, большое внимание уделяется допризывной подготовке казачьей молодежи. А в станице Зеленчукской есть пример еще более раннего приобщения детей к казачьим традициям — во время семинара, состоявшегося в мае 2017 года в станичном детском саду «Колобок», педагогический коллектив продемонстрировал результаты многолетней реализации в дошкольном учреждении программы этнокультурного воспитания. Представители Зеленчукского районного казачьего общества провели церемонию приема малышей в казачата, наметили совместные с педагогами мероприятия, в числе которых знакомство детей с храмом.
И еще об одном опыте Пятигорской и Черкесской епархии, подсказанном самой жизнью. Уже четвертый год молодежь Ставропольского края, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, разделенную расстояниями, объединяет Епархиальная казачья спартакиада на приз Епархиального Архиерея.
Цель соревнований — популяризировать и развивать исторические, культурные и спортивные традиции казачества, повышать уровень физической подготовки молодых казаков, а главное — установить дружеские связи между казачьими обществами, сблизить и подружить кубанцев и терцев.
Подводя итог, стоит вспомнить: «Учение мудрого — источник жизни, удаляющий от сетей смерти» (Притч. 13, 14) — сказано в книге притч Соломоновых.
Само слово «образование» происходит от слова «образ». Воплощение проявления образа Божия в человеке, а через это — преображение окружающего мира в Божий храм, остается главной идеей духовного воспитания нового поколения. И на этом пути для нас всегда будет Учителем история нашего Отечества, в которой казачество было ярким примером организации жизни, строящейся на Божиих заповедях.

протоиерей Стефан Фещенко.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>