Храм

001

Старинный казачий храм.

Старинный казачий храм святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца в городе Ессентуки уникален по своей исторической судьбе и необычному архитектурному облику. Со времени его освещения в нем никогда не прерывалось совершение богослужений.
История строительства храма тесно связана с возникновением и формированием города, когда по указу генерала А. П. Ермолова в 1825 году была основана станица Ессентукская. В 1826 году сюда прибыли 235 казачьих семей — потомков Волгского войска. Обычно при возникновении станицы, казаки прежде всего возводили временную, » обыденную»церковь, а затем, укрепившись на этой земле, строили деревянную или каменную. Так как большинство казаков были старообрядцами в новой станице были построены две церкви — Богоявленская (старообрядческая, не сохранилась) на левом берегу реки Бугунты) и на правом берегу для православных — церковь святителя Николая. Вопрос определения времени строительства Никольского храма и формирования его архитектурного облика достаточно сложен.
По существующим документам, предположительная дата его первоначального строительства — 1838 год, по проекту и при участии итальянских архитекторов братьев Джузеппе и Джиованни Бернардацци, которые в этот период работали на Кавказских Минеральных Водах и в Ставрополе и выполнили ряд работ, в том числе и проекты церквей для станиц Горячеводской, Кисловодской, Ессентукской и Марьинской. Возможно, потому возведенную церковь издавна называли «итальянкой». Вокруг храма изначально располагались оборонительные сооружения — ров и земляные валы (не сохранились).
Близость реки и возможность паводков требовали укрепления фундамента, поэтому Никольский храм был построен на каменных сваях, приподнявших фундамент на один метр. Неизвестно, как выглядел храм первоначально, он неоднократно ремонтировался и перестраивался в 1864 году, затем в 1904-1911 годах, в 1930-е и 1970-е годы. Капитальная реставрация проводилась в 2006 году, когда был укреплен фундамент, заменены полусгнившие бревна, заново перебрана колокольня. Снаружи и внутри храм был обшит вагонкой и выкрашен в голубой цвет. Во многом своеобразие этого храма определяется сочетанием европейских черт его плана, традиций деревянной шатровой архитектуры и характерной для казачьих построек декорировкой фасадов. В плане храм представляет собой вытянутый с запада на восток крест, напоминающий тип паломнической европейской церкви, но преобразованный в центрическую композицию, благодаря масштабному акценту шатрового купола, увенчанного небольшой луковичной главкой. С восточной стороны находится пятигранная апсида. С западной стороны к основной части храма примыкает несколько вытянутый прямоугольный притвор, над которым возвышалась колокольня, также имеющая шатровое перекрытие. Красота и неординарность этого храма определялась, с одной стороны, четкой геометрической точностью линий и пропорций архитектурных объемов, с другой — материалом и особенностями казачьих построек.
Синий — официальный цвет Терского казачества, часто любили казаки украшать фронтоны построек причелинами, а окна — разнообразными резными наличниками.
Ярко-голубая раскраска стен храма — столь любимая в местном зодчестве, в сочетании с белыми декоративными деталями придает фасадам праздничный характер.
Внутреннее убранство храма со второй половины XIX века также неоднократно переделывалось, но общее решение, вероятно, сохранилось и имеет свои особенности. С западной стороны над входом находится центральный балкон-хоры, к нему с двух сторон симметрично примыкают боковые деревянные балконы-галереи, украшенные балясинами. Верхний ярус хоров опирается на деревянные колонны и столбы.

Внутреннее убранство храма.
Главным украшением собора является 6-ярусный деревянный иконостас. Неизвестно его место исполнения, вероятно, он заказывался, так как отличается высоким профессиональным уровнем. Он выполнен в традиции «флемского» стиля — (обработки русских иконостасов эпохи барокко). Этот декоративный стиль был привнесен в Москву белорусскими мастерами XVII века и затем был широко распространен в XVIII веке и позже. Витые колонки деисусного чина, увенчанные композитными капителями, а также накладные резные позолоченные обрамления икон придают иконостасу нарядность, что отвечало вкусу казаков.
Основа иконостаса не покрывалась золотом, а окрашивалась и служила фоном для икон и резных деталей, которые покрывались сусальным золотом.
Композиция размещения икон в рядах является производной от классического пятиярусного иконостаса. Вместо традиционного деисусного чина центральное место занимает так называемый «апостольский» ряд. Иконы, в основном, датируются второй половиной — концом XIX века. Они исполнялись мастерами различного происхождения и уровня профессиональной подготовки. В целом, иконопись всех шести рядов иконостаса не является единой по стилистике и качеству письма. Ряд икон, возможно, был исполнен местными художниками, к тому же иконы, вероятно, неоднократно подновлялись.
Местный ряд включает икону Богоматери с младенцем Спасителем по иконографическому типу очень близкую известному образу, созданному В. М. Васнецовым для росписей Владимирского собора в Киеве. Этот образ, известный как Богоматерь, несущая спасение миру, был очень распространен в росписях и иконописи конца XIX века.
Икона Божьей Матери и образ Спасителя, единые по стилистике, написанные на золотом расчеканенном фоне, отличаются высоким профессионализмом и тонкостью письма, характерных для московской иконописной школы конца XIX века.
Несколько выделяются по стилю и характеру исполнения две другие иконы местного ряда — Архангел Гавриил (слева от Царских врат) и Архангел Михаил (справа), которые являются, возможно, поздними копиями с икон известного петербургского художника Владимира Лукича Боровиковского (1757-1825). Оригинал картины «Архангел Гавриил» Боровиковского хранится в Русском музее С-Петербурга.
В храме также находятся ряд икон, вероятно, пожертвованных, разного происхождния, времени исполнения и художественного значения. Преимущественно, это иконы второй половины — конца XIX века.
По уровню мастерства исполнения и образной глубины и выразительности наиболее ценными являются иконы московской иконописной школы. Это образ Иверской иконы Божьей Матери, отличающийся высоким профессионализмом исполнения лика, тонкостью и тщательностью письма, изысканностью и сложностью отделки нимба, красивой графической разработкой складок одежды, сдержанностью и благородством колорита.
Высоким качеством исполнения и отличаются также храмовая икона Святителя Николы Мирликийского с сохранившейся расчеканкой золотого фона, затейливой cложностью узоров обрамления с применением эмали, а также икона «Всех скорбящих радость».
Афонские иконы второй половины XIX-начала XX века «Достойно есть» и «Покров Богородицы» отличаются особенной звучностью нежных красок и светоносностью. Вобравшая в себя традиции византийского искусства, переработанная средствами тональной живописи европейской школы, афонская икона соединяет иконографический тип канона образа с своеобразной манерой письма — многослойным нанесением тонких прозрачных слоев красок, за счет чего создавались условные мягкие светотеневые переходы. Часто на иконах помещали надписи - так, на иконе «Покров Богоматери», внизу можно прочитать надпись: «Благословение Св. горы Афонской Келии св. Иоанна Златоустого старца Феодосия Кирилла. 1891 г.».
адписи часто являются основанием для определения времени и происхождения иконы, а также события, в память о котором икона могла быть пожертвована в храм. Так, на иконе Спас Вседержитель в латунном окладе есть чеканная надпись, свидетельствующая о происхождении иконы из Москвы и авторстве мастера Феодосия Петрова, возможно, создателя оклада. Создание живописного образа-лика Спасителя — датируется концом XIX века.
Еще одна надпись: «Сия икона сооружена козакомъ Андреемъ Иванов(ичем) Мирновымъ в память избавленiя от смерти при взятiи города Ловчи 22 августа 1877 года». Это документальное свидетельство истории и духовных основ жизни казаков, так как икона была пожертвовована участником русско-турецкой войны. Сама икона — образ святого Георгия Победоносца, отличается сказочно-былинной трактовкой и симвлической условностью образов, плоскостностью, что характерно для живописи эпохи модерна. Святой Георгий на коне, чудовище написаны реалистично, в стиле В.М. Васнецова. Письмо иконы, ее колорит отличается большой культурой и мастерством.
В храме также находится несколько икон конца XIX века, созданных иконописцами известной Борисовской слободы Белгородской области, с XVII века вотчины графа Б. П. Шереметьева. Иконы, написанные борисовскими живописцами, монахини местного Свято Тихоновского монастыря затейливо и любовно украшали окладами из фольги и искусственными цветами-сухими или вырезанными из вощеной бумаги.
В южной части храма находится придел, посвященный великомученику и целителю Пантелиймону, созданный после закрытия и сноса приписной Пантелиймоновской церкви, освященной в 1896 году. Этот придел, также имеет малый иконостас с иконами, написанными преимущественно под воздействием светской живописи конца 19 века. Великой святыней храма является хранящаяся здесь частица мощей святого Преподобного Сергия Радонежского.

Казачья Доблесть и Слава.
Храм является памятником казачьей доблести и славы. В казачьих традициях было хранить память — в семьях береглись и передавались через поколения поминальные книги, где записывались имена умерших и их заслуги. Своего рода страницы такой поминальной книги в храме — мраморные мемориальные плиты, помещенные на стене напротив алтаря Святого Пантелиймона с именами 37 казаков, относившихся к 1 и 2 Волгскому Полку Терского казачества, занимавших нижние чины в станице Ессентукской. Среди них — погибшие в войне казаки, а также награжденные георгиевским крестами 3 и 4 степени за военную доблесть, проявленную в Русско-Турецкой войне 1877-1878 гг., и отличившиеся в сражениях и в Русско-Японской войне 1904-1905 гг. Также в церкви хранились добытые в боях трофеи и предметы, связанные с историей станицы.
История Никольского храма связана со многими памятными событиями. В стенах этого храма в 1927 году крестили, а в 1972 году отпевали известного русского писателя Андрея Губина, сына ессентукского казака Терентия Губина.

Некрополь.
В ограде Никольского собора с восточной стороны находится небольшой погост, видимо, с 1860-х гг. Здесь были похоронены православные священнослужители и известные русские генералы. По данным, приведенным в книге Жатьковой и Боглачева, там была могилы заштатного священника Енотаевского собора (Астраханской губернии) Иоанна Федоровича Лебедева (1825-1887), священника Ставропольского села Удельного Александра Ивановича Димитриева (1831-1887), ключаря Псковского кафедрального собора протоиерея Симеона Попова (1832-1887). Сохранился памятник на могиле настоятеля Петербургского Адмиралтейского собора, протоиерея Доримедонта Петровича Поповицкого, (1838-1896). Рядом находится могила настоятеля храма в начале XX в. (с 1904?-1911), протоиерея Алексея Богоявленского (1869-1912) и его матушки Лидии Павловны (1870-1926). Также были похоронены здесь ессентукские священники Николаевской и Пантилеймоновской церквей Михаил Ионанович Кадатский (1821-1907), настоятель Никольской церкви до начала XX века Дмитрий Яковлевич Макаров-Карагачев (1829-1907), священник Владимир Павлович Соболев ( ?-1910).
У стен Николаевской церкви был похоронен генерал-майор Феодул Фиппович Федюшкин. Герой Кавказской войны, собиратель архивных документов и преданий по истории казачества. Участник многих сражений Кавказской войны, отличившийся во время сражения на реке Валерик (1840), что отражено было в поэме М. Ю. Лермонтова. С 1872 года был атаманом 1-го военного (Пятигорского) отдела Терского войска. (В Русском музее в С-Петербурге хранится портрет казака Федюшкина, написанный князем Григорием Гагариным в 1842 году в станице Червленой). Здесь же находится захоронение его жены Евдокии Евпловны и их сына Александра Феодуловича (1863-1881). Рядом находится захоронение генерал-лейтенанта Евпла Филипповича Семенкина. Друг и зять Ф.Ф. Федюшкина (одна из дочерей Е.Ф. Семенкина — Евдокия Евпловна, похороненная здесь, была замужем за Ф.Ф. Федюшкиным). Семенкин был героем Кавказской войны, основателем станиц Зеленчукской, Кардонинской и Приградной. Во время Кавказской войны числился в Гребенском Казачьем полку Кавказского линейного казачьего войска. Участвовал в сражении при реке Валерик вместе с Ф.Ф. Федюшкиным, о чем есть упоминание в стихотворении «Валерик» М.Ю. Лермонтова, также участника этого сражения. Рядом находся могила жены генерала — Семенкиной Харитины Ефимовны (1816-1897). На этом кладбище были захоронения генерал-майора Василия Васильевича Кукуран, генерала от артиллерии Владимира Николаевича фон Завадского (1851-1909), генерала от артиллерии, начальника Кавказского военного округа Николая Лаврентьевича Решетина. Выйдя в отставку, он проживал в городе Ессентуки, принимал активное участие в жизни города, стал популярнейшим человеком КМВ. (Всего сохранилось более 20 захоронений).
Из недавних — могилы митрофорного протоиерея Воронина Ильи Гавриловича (1924-2004) и настоятеля Никольского собора протоиерея Павла Ильича Агеева (1960-2021).
К сожалению, некрополь очень сильно пострадал от разрушений. Кресты с надгробий генерала Федюшкина и Семенкина, их родных были сбиты, остались только постаменты. Есть сохранившиеся неизвестные захоронения, также нуждающиеся в исследовании и реставрации. Возможно, на этом кладбище был похоронен отец Иоанн Рябухин (1856-1918), настоятель Никольского храма с 1911 по 1918 гг. О нем есть воспоминания Марии Зерновой, (дочери доктора М.С. Зернова), которая в начале 1918 года посещала Никольскую церковь: «В переполненном храме большой хор пел сильными, но безыскусными голосами. Церковные напевы были старинными. Иногда вся церковь пела мощно и захватывающе. Настоятель храма, отец Иоанн Рябухин, служил уставно, так же отчетливо читалась Псалтырь. Народ молился чинно, налагая на себя широкое знамение креста и низко кланяясь в пояс. Стихия народного благочестия увлекла меня. Обычно в церкви меня сопровождала моя подруга Татьяна Михайловна Толстая, внучка графа писателя Л.Н. Толстого».
В сентябре 1918 года о. Иоанн был арестован и приговорен к смертной казни, первоначально был похоронен на Пятигорском городском кладбище, затем, вероятно, здесь, но в настоящее время могила утрачена. Ессентукский некрополь и храм Святителя Николая, несмотря на многие утраты, являются редким по значению и сохранности историко-архитектурным комплексом.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий